С диабетом за рулем: необходимы безопасность и законность

Отправлено 1 июл. 2011 г., 0:08 пользователем Вадим Разумов   [ обновлено 19 авг. 2016 г., 5:40 ]

С диабетом за рулем: необходимы безопасность и законность

Гипогликемия за рулем составляет самую распространенную острую угрозу как для жизни водителей с диабетом, так и для общей безопасности на дороге. Во всех государствах существует специальное законодательство, регламентирующее доступ людей с диабетом к управлению транспортными средствами, хотя соответствующие требования и ограничения в разных странах существенно различаются.

Но действительно ли людям с диабетом опасно садиться за руль? Действительно ли они чаще становятся причиной аварий, чем лица без диабета? Жоао Мануэль Валенте Набаис, избранный будущим президентом Европейского регионального отделения Международной диабетической федерации (IDF Europe), рассказывает об изучении этой проблемы и о новых законах ЕС, касающихся водителей с диабетом.

Начиная с 1960 х годов, проблеме управления транспортным средством при диабете было посвящено немало исследований. Их результаты противоречивы и не дают однозначного ответа на вопрос, в какой мере угрожает безопасности движения водитель с диабетом. В общем и целом, однако, можно сказать, что нет данных, убедительно доказывающих, что вероятность попасть в аварию для водителей с диабетом существенно выше, чем для таковых без диабета. Разница в соответствующих уровнях риска, обнаруженная в исследованиях, была недостоверной и не могла служить основанием для юридического запрета на управление автомобилем при диабете.

Любопытно, что, по результатам исследований, нет также и достоверных различий в частоте зафиксированных нарушений правил дорожного движения (превышение скорости, игнорирование запрещающих знаков, управление автомобилем в нетрезвом состоянии и т. п.) для водителей с диабетом и без диабета.

Хотя легкая гипогликемия вызывает неприятные ощущения, она вряд ли может создать серьезную опасность для водителя, если он быстро справится с нею, приняв адекватные терапевтические меры. Это объясняется тем, что признаки когнитивной дисфункции, из за которой нарушается способ ность управлять транспортным средством, возникают при содержании глюкозы в крови 2,75 ммоль/л, то есть ниже того уровня глюкозы, при котором уже проявляются первые симптомы гипогликемии. Вместе с тем исследования выявили непосредственную связь между гипогликемией и авариями, что выдвигает на первый план необходимость превентивных мер, предпринимаемых как до, так и во время вождения.

Нет никаких доказательств того, что водители с диабетом чаще становятся причиной аварий.

Очень важно понимать, какой вред приносит гипогликемия, и уметь осознавать ее первые признаки. Легкая гипогликемия совершенно не влияет на эффективность управления автомобилем или мотоциклом, однако человек, не умеющий распознавать признаки снижения уровня глюкозы в крови, подвержен риску быстрого развития серьезной гипогликемии, а потому представляет собою потенциальный источник опасности для всех участников дорожного движения. Поэтому при диабете, контролируемом инсулинотерапией, критически важной задачей является распознавание и лечение гипогликемии перед тем, как сесть за руль, и во время вождения.

При инсулинотерапии риск гипогликемии тем выше, чем жестче компенсация глюкозы в крови. Как это ни парадоксально, для водителей с плохо компенсированным диабетом риск аварии из за гипогликемии ниже, чем для лиц, строго контролирующих свой углеводный обмен. В решении этой проблемы важную роль играют медики, чья задача обеспечить людям с диабетом доступ к адекватному обучению самостоятельному управлению диабетом. Должное управление своим заболеванием, то есть адекватный контроль уровня глюкозы в крови, позволит предотвратить пагубное влияние диабета на личную и профессиональную жизнь (в том числе и риск вызванной инсулином гипогликемии во время управления транспортным средством) и защитить свое здоровье в долгосрочной перспективе (от тяжелых, ведущих к инвалидности и преждевременной смерти, хронических осложнений, обусловленных неконтролируемым скачками гликемии). Врачам и людям с диабетом следует прямо и откровенно обсуждать все подробности такого управления диабетом, которое позволит безопасно управлять машиной.

Картинка 4 из 95000

ВОЖДЕНИЕ, ДИАБЕТ И ЗАКОН

В каждом государстве разработаны свои многочисленные правила, регламентирующие доступ людей с диабетом к управлению мотоциклом или автомобилем. Прежде чем получить права, человеку с диабетом следует изучить весь свод требований и ограничений, принятый в стране его проживания. В большинстве стран эти нормативы различны для диабета 1-го и 2-го типов. Как правило, на лиц с диабетом 2-го типа, контролируемым диетой и/или пероральными сахароснижающими препаратами, ограничения не распространяются. А вот к состоянию здоровья лиц с диабетом 1 го типа предъявляются достаточно жесткие требования. Чаще всего в соответствующих нормативных документах есть отдельные главы, касающиеся поздних хронических осложнений диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, нейропатии, ретинопатии.

Лица, не умеющие распознать у себя симптомы начинающейся гипогликемии, представляют потенциальную угрозу безопасности дорожного движения

Далее, во многих странах различаются требования к водителям личных машин и к тем, кто хочет получить профессиональные права. К последним требования значительно жёстче. Это и понятно. Шоферы грузовиков проводят за рулем долгие часы, иногда должны участвовать в погрузке и разгрузке. Все эти факторы повышают риск гипогликемии. Водители общественного транспорта, несущие ответственность за безопасность пассажиров, должны соблюдать график движения и потому не могут останавливаться каждый раз, когда нужно проверить уровень глюкозы в крови или поесть для предупреждения гипогликемии. Тем не менее, если шофер ведет себя ответственно и принимает все доступные профилактические меры, он может успешно и сравнительно легко преодолеть сложности вождения при диабете.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:
ПОПЫТКИ УНИФИКАЦИИ

Каждый год в ЕС выходит множество директив, касающихся всех сфер жизни, в том числе транспорта и обеспечения безопасности на дорогах. Государства члены ЕС обязаны принять директиву и осуществить поставленную ею задачу, но они вправе выбирать методы ее решения, соответствующие внутреннему законодательству каждого государства. Таким образом, конкретные пути достижения целей директивы различны в разных государствах. Бывают и случаи невыполнения директивы. Такие нарушения обязательств со стороны государства могут рассматриваться в Европейском суде.

Одна из целей директивы ЕС 2006 года по водительским правам состояла в унификации условий допуска лиц с диабетом к управлению транспортными средствами во всех странах Европейского Союза. Согласно этой директиве, человек с диабетом может получить любительские права, если он имеет разрешение официального медицинского работника и регулярно проходит медицинское обследование. Что касается профессиональных прав, то, как указано в директиве, они могут быть выданы лицу с диабетом, контролируемым инсулинотерапией, "только в самых исключительных случаях", только на основании авторитетного медицинского заключения и при условии регулярных обследований.

В некоторых странах эта директива так и не была осуществлена. В других соответствующий закон изменили в сторону ужесточения, приняв более строгие ограничения, чем предложенные для ЕС.

В августе 2009 года была издана новая директива, в которой закон 2006 года был пересмотрен и усовершенствован. Требования, предъявляемые к водителям с диабетом, были конкретизированы: например, для медицинского обследования установлена периодичность не реже чем раз в 5 лет. Новая директива требует также доказуемого понимания риска гипогликемии и адекватного управления диабетом.

Правила для профессиональных шоферов стали жестче и в то же время прозрачнее. 
Они включают следующие требования:

  • ни одного случая серьезной гипергликемии в течение 12 месяцев пе ред подачей заявления на получение профессиональных прав;
  • полное осознание гипогликемии;
  • определение уровня глюкозы в крови не менее двух раз в день;
  • отсутствие осложнений диабета, препятствующих безопасному управлению транспортным средством;
  • регулярное медицинское обследование, не реже чем раз в 3 года.
  • Если водители ведут себя ответственно и принимают превентивные меры, они могут сравнительно легко справиться с трудностями вождения при диабете.

    РЕЗУЛЬТАТЫ

    В феврале 2010 года Европейское отделение IDF провело опрос в диабетических ассоциациях всех стран Европейского Союза. Вопросы касались управления транспортными средствами при диабете. Как показали первые результаты анализа ответов, в девятнадцати из охваченных анкетой стран законодательство в этой области существенно различается.

    Так, в девяти странах люди с диабетом, подавая просьбу о выдаче водительских прав, обязаны уведомить о своем заболевании; в других десяти странах такое уведомление не требуется.

    Кроме того, в тех странах, где закон требует такого уведомления, лицам с диабетом выдают водительские права на срок максимум 5 лет, в то время как водителям без диабета - минимум на 10 лет.

    С другой стороны, в вопросе о водительских правах, полученных до манифестации диабета, законодательства стран ЕС стали более согласованными.

    Только в Бельгии сохранилось требование к водителям подавать официальное заявление о том, что у них обнаружили диабет. (Однако следует непременно сообщить свой диагноз страховому агенту, иначе в случае аварии вам могут отказать в выплате страховки).

    В ответах на вопрос, принесла ли директива 2009 какую то пользу лицам с диабетом, мнения респондентов разделились между "да, приносит пользу", "нет, только мешает" и "ничего она не изменила" (рис. 1). Очевидно, что, несмотря на попытки ЕС стандартизировать законодательства европейских стран, на дорогах континента попрежнему нет единых правил.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Если человек с диабетом эффективно контролирует свое заболевание и умеет распознать гликемию и оперативно с нею справиться, он не представляет собой угрозы безопасности дорожного движения. Положения, регулирующие выдачу водительских прав, преследуют цель обеспечения общей безопасности и должны соблюдаться всеми гражданами без исключения. В то же время, при условии отсутствия риска связанного с диабетом или чем либо иным не должно нарушаться право человека на мобильность. Законодателям следует учитывать, что необоснованно ужесточенные правила, скорее всего, вызовут сопротивление, что может привести к более частым случаям их нарушения и, в конечном счете, снизить уровень безопасности на дорогах.

    Если вы не известите страхового агента о том, что у вас диабет, в случае аварии вам могут отказать в выплате страховки.

    Руководящие принципы для водителей с диабетом:

  • Держите в машине углеводы таблетки глюкозы или сладкий напиток.
  • Всегда берите в поездку глюкометр. Всегда проверяйте гликемию перед поездкой.
  • Проверяйте гликемию во время средних и дальних поездок
  • Не сидите за рулем дольше 2 часов. Остановитесь, проверьте гликемию. Перекусите.
  • Если вы чувствуете приближение гипогликемии, при первой возможности остановитесь, проверьте гликемию и примите необходимые меры.
  • Если перед поездкой гликемия не превышает 5,5 ммоль/л, перекусите прежде, чем сесть за руль.